Построения композиции


Композиционное построение характерно отличается тем, что оно всегда развивается в строго определенных границах. И эти границы определяются не только пространственными ограничениями (форматом и размером листа, формой, ограничением во времени в музыке и в танце или пространства стены). Весь смыл рамок, границ «перед нами встает некий особый мир со своим временем, пространством, системой ценностей… Рамки обозначают рубеж между внутренним миром картины и внешним миром». Так писал об этом Б. Успенский. Внешние границы, с одной стороны, связаны с внутренней структурой произведения, с самой организацией всех элементов внутри композиции, диктующей определенный тип композиции, с другой стороны связаны с окружающим ее пространством.

Некая композиция может быть и замкнутой, вписываться в какую-либо определенную форму и подчиняться ей. Другая композиция может быть открытой, которая предполагает мысленное продолжение в бесконечном пространстве. И в том и другом случае тип композиции и внешние границы определяются внутренними своими связями между ее элементами. Все эти композиционные нити и узлы крепко держат ее изнутри в пространственно-временных границах. Законы построения композиции.